07.09.2017
Чишминцы попадаются на уловки мошенников в Интернете и не только

Расима Сабитова

С каждым днем мошенники придумывают все новые схемы для отъема денег у граждан. По данным Чишминского ОМВД, с начала года по статье 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество» возбуждено 28 уголовных дел, что на 4 больше по сравнению с прошлым годом, из них 6 направлено в суд (+5 к прошлогоднему уровню).
– Особенно стремительно мошенничество развивается в социальных сетях и сфере безналичных платежей: порой люди сами отдают свои деньги, а об ошибке узнают лишь постфактум, – говорит старший оперуполномоченный ОУР отдела МВД России по Чишминскому району Регина Мухамадеева.

Взлом личной страницы в социальных сетях
Пожалуй, большинство из нас сталкивались со случаями взлома личных страниц в социальных сетях, когда со взломанной страницы вашего знакомого или родственника пишут сообщения вроде: «Я попал в беду. Одолжи две тысячи рублей на этот номер ***». И с кем-нибудь да эта схема срабатывает – стремясь помочь близкому, средства перечисляются на счет злоумышленников. По словам
Р. Мухамадеевой, этот вид мошенничества один из наиболее распространенных, чуть ли не ежедневно в полицию поступают заявления от обманутых чишминцев.
– Мошенники неплохие психологи. Они действуют быстро и уверенно, чтобы жертва не успела ничего понять. В состоянии стресса человек сам отдает мошенникам деньги, и лишь потом, придя в себя, осознает свою ошибку, – разъясняет педагог-психолог молодежного центра Ильмир Муртазин.

Сим-карта с чужим номером
Еще одна схема мошенничества становится популярной в России. Злоумышленники раздают бесплатные сим-карты для мобильных телефонов. Для того чтобы их активировать, нужно положить деньги на счет, говорят мошенники. Их жертвы кладут деньги на указанный номер и средства мгновенно переправляются на счет третьих лиц. А сим-карты так и остаются пустышками. Хитрость в том, что абонентский номер на коробке не совпадает с реальным номером сим-карты. Мошенники чаще всего притворяются представителями крупнейших сотовых операторов. При этом продажа сим-карт с рук запрещена на законодательном уровне, так что любой, кто это
делает, нарушает закон.

Деньги за товар-невидимку
Также довольно частым видом мошенничества стал обман на сайте «Авито». В 2016-м году в полицию обратились две чишминки, они обе стали жертвами мошенника, якобы продававшего через вышеназванный сайт профнастил. Мужчина попросил женщин перечислить пред-оплату, после поступления средств на счет он перестал отвечать на звонки. В итоге жертвы остались без стройматериалов и денег.
– Всего от действий данного гражданина по всей республике пострадало 66 человек, каждый из них перечислил злоумышленнику задаток в размере 10–15 тысяч рублей, но товар так и не получил, – добавляет Регина Мухамадеева. – Общий ущерб составил более полумиллиона. Буквально месяц назад суд назначил ему меру наказания в виде лишения свободы на срок три с половиной года.

Банк приколов
Также недавно в полицию обратилась пенсионерка с банкнотами из так называемого банка приколов. Женщину попросили разменять пятитысячную купюру, на что та согласилась, а взамен настоящих денег получила фальшивые купюры.

Мобильный банк
Также довольно частой жалобой граждан является списание средств с банковских карт. К примеру, как рассказал чишминец Анвар К., он долгое время пользовался услугой «мобильный банк», а после смены номера телефона забыл переоформить банковскую услугу на новый номер. В скором времени с его счета стали пропадать деньги, как выяснилось, новый владелец номера получал сведения о пополнении счета Анвара К. и пополнял с него счет своего мобильного. А вина по сути вновь лежит на самой жертве: не будь таким беспечным, не лишился бы своих кровных.

Подозрительные сообщения и звонки из банка
«Ваша карта заблокирована ЦБ РФ», – утверждает абонент с обычным одиннадцатизначным номером. А вот номер для связи оставляет «солидный»: 8-800…, 900. Чтобы уточнить детали, предлагают перезвонить. Только вот номер может оказаться платным, а сообщение с почти стопроцентной вероятностью – обман и ловушка. Гражданин, позвонивший по указанному в сообщении номеру, попадает обычно в фальшивую службу безопасности якобы Банка России или Сбербанка, где его убеждают в том, что в системе произошел сбой и предлагают: подойти к ближайшему банкомату и провести операции, которые ему укажут; сообщить данные своей карты для того, чтобы ее можно было разблокировать (возможны и другие варианты). Если человек выполнит указания аферистов, с его карты будут списаны деньги. Если возникли какие-то сомнения, а не пытаются ли вас одурачить, специалисты рекомендуют уточнить информацию по телефону горячей линии.
Одним из самых распространенных способов обмана граждан по-прежнему остаются звонки и смс-сообщения о заблокированной банковской карте. Мошенники, представляясь сотрудниками служб технической поддержки банков, просят граждан сообщить конфиденциальную информацию (номер карты, ее пин-код и т. д.) либо предлагают пройти к ближайшему банкомату и набрать определенную комбинацию цифр. Результатом данных действий становится перевод денежных средств со счета владельца карты на телефонные номера злоумышленников.

Чудо-косметика по цене автомобиля
Еще мошенники звонят людям и представляются сотрудниками косметической, ювелирной или любой другой компании и обещают всевозможные призы под предлогом открытия нового магазина, салона или просто приглашают на презентацию.
– В начале этого года произошел такой случай в Уфе, тогда в числе обманутых были и чишминцы, – говорит адвокат Эльвина Каюмова. – Мошенники обзвонили граждан (в основном это были пенсионеры), пригласили в салон, где предложили пройти косметические и медицинские процедуры. Сначала можно было пройти бесплатную пробную процедуру, на которой под психологическим воздействием на клиентов оформляли кредиты.
После такого «лечения» гражданам еще долго приходится выплачивать кредит и ходить по судам. Специалисты рекомендуют обращаться только в проверенные организации, чтобы не попасть в такую ситуацию.

Аферисты из псевдосоциальной службы
Помимо виртуального обмана, мошенники продолжают пользоваться и старыми «приемчиками». Три года назад Воробьевы – пенсионеры из райцентра стали жертвами аферистов.
– Мы с супругой живем вдвоем, дети приезжают по выходным, – рассказывает И. Воробьев. – Однажды днем я ушел в магазин за продуктами, дойдя до своего подъезда, присел отдохнуть на лавочку. И тут же ко мне подсела женщина, представилась социальным работником, стала расспрашивать о здоровье, не нуждаемся ли в чем-нибудь.
Затем женщина попросила пенсионера пройти в квартиру якобы для заполнения каких-то документов. А на лестничной площадке их встретили еще две женщины, которых женщина представила коллегами. В квартире супругов Воробьевых усадили за кухонный стол и попросили написать информацию о себе. А так как супруга
И. Воробьева писать не могла, ее попросили диктовать.
– Одна из них очень громко повторяла «пиши, пиши…», – вспоминает И. Воробьев.
А после ухода женщин пенсионеры обнаружили бардак в зале и пропажу накопленных средств, в том числе вырученных за продажу дома.
– Хорошо хоть произошло это накануне получения пенсии, а то бы и на хлеб денег не осталось, – добавляет он.
По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 158 УК РФ «Кража», составлены фотороботы злоумышленниц, найти их пока не удалось. 
Профессиональные психологи утверждают, что мошенникам зря приписывают сверхспособности гипнотизеров или специалистов в так называемом эн-эл-пи (нейролингвистическом программировании). Скорее успех зависит от количества попыток. 1000 человек не попадется, но кто-нибудь все равно им поверит. Кстати, мобильные мошенники обычно не работают там, где живут. Чаще всего преступники помышляют своим нечистым бизнесом в другом регионе.

Что делать людям, столкнувшимся с мошенничеством?
Вот что нужно сделать, если с вашей карты все-таки списали деньги без вашего согласия:
незамедлительно позвоните в банк, выпустивший карту, сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту. Номер телефона указан на обороте карты, на официальном сайте банка и в договоре о выпуске и обслуживании карты;
обратитесь в отделение банка, запросите выписку по счету и напишите заявление о своем несогласии с операцией. Экземпляр заявления с отметкой банка о приеме оставьте у себя;
обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении. По закону заявление рассматривается банком не более 30 дней со дня его получения, при осуществлении международных операций – не более 60 дней. Банк информирует держателя карты о результатах рассмотрения заявления способом, определенным договором о выпуске и обслуживании карты. По требованию держателя карты банк обязан предоставить письменный ответ.