29.03.2016
Его называли душой башкирского балета

Владимир Романов

 

На днях исполнилось бы 95 лет Халяфу Гатеевичу Сафиуллину – одному из выдающихся танцовщиков, который закладывал замечательные традиции башкирского балета. В памяти современников он остался как личность необыкновенного таланта и одаренности, удивительно интеллигентный человек. Халяф Сафиуллин родился 20 марта 1921 года в д. Салихово Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне село Чишминского района РБ). Рос и воспитывался в многодетной крестьянской семье, в которой был старшим среди трех сестер. В конце 20-х годов прошлого столетия семья Сафиуллиных переехала в Уфу. Жила она на улице Свердлова. В 1934 году Файзи Гаскаров производил отбор будущих танцовщиков для учебы в Ленинградском хореографическом училище. Случайно на отбор попал и Х. Сафиуллин, который был зачислен в группу. В Ленинграде он учился у знаменитого педагога Александра Ивановича Пушкина, который развил природные дарования начинающего артиста, обучил виртуозной технике. Уже на второй год обучения Сафиуллин стал партнером Зайтуны Насретдиновой на сцене, позже они стали мужем и женой. Во время учебы Халяф и Зайтуна участвовали в учебных одноактных спектаклях, концертах, иногда в массовках Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр).

В 1941 году Халяф Гатеевич окончил училище и, вернувшись в Уфу, стал работать солистом Башкирского государственного театра оперы и балета. В 1960–1964 годы являлся руководителем и педагогом балетной студии при театре.

Исполнительское искусство Халяфа Сафиуллина отличалось филигранной техникой, высоким и мягким прыжком, темпераментностью и экспрессией, редкой музыкальностью. Его дебютом стала партия Франца в балете «Коппелия» Лео Делиба, которая была тепло принята уфимским зрителем. В последующие годы он блестяще танцевал Нура («Зюгра» Нажипа Жиганова), Жана де Бриена («Раймонда» Александра Глазунова), Альберта («Жизель» Адольфа Адана), Франца («Голубой Дунай» Иоганна Штрауса), Юмагула («Журавлиная песнь» Загира Исмагилова и Льва Степанова), Зигфрида («Лебединое озеро» Петра Чайковского), Тимергола («Горная быль» Александра Ключарева), Фрондосо («Лауренсия» Александра Крейна), Ли Шан Фу («Красный мак» Рейнгольда Глиэра), Вацлава (Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева) и другие партии в классических и национальных балетах.Почти все партии он танцевал вместе с Зайтуной Насретдиновой. Эта пара считалась одной из самых красивых и гармоничных танцевальных пар в советском балете тех времен.

Халяф Сафиуллин являлся участником Декады башкирской литературы и искусства в Москве (1955). Он успешно гастролировал по СССР, выступал в Болгарии, Германии, Индии, Китае, Франции, Польше, Англии. Снялся в роли Арсланбая в фильме-балете «Журавлиная песнь» Свердловской киностудии (1959). Как режиссер поставил балеты «Лебединое озеро» П. Чайковского и «Горная быль» А. Ключарева (совместно с Еленой Войтович).

Творческая деятельность Халяфа Сафиуллина получила самую высокую оценку. Ему были присвоены почетные звания народного и заслуженного артиста Башкирской АССР, народного артиста РСФСР. Он награждался орденом «Знак Почета».

Скончался Халяф Гатеевич неожиданно и преж-девременно. Его сердце остановилось 13 апреля 1965 года во время Всесоюзного совещания балетмейстеров, которое проводилось в Баку. Похоронен он на мусульманском кладбище в Уфе.

На доме №9 по улице Октябрьской Революции в Уфе, где жил выдающийся артист, установлена мемориальная доска. Его жизни и творчеству посвящены статьи в Краткой энциклопедии «Башкортостан», пятом томе Башкирской энциклопедии, Уральской исторической энциклопедии, многих справочных изданиях по искусству.