19.03.2012
ЕГЭ: испытание знаний. И проверка на прочность

Ольга НИКИФОРОВА

В республике уже стартовали репетиционные ЕГЭ, а это значит, что обучение одиннадцатиклассников выходит на финишную прямую и совсем скоро придет череда основной сдачи экзаменов.
О том, как же школьнику подготовиться и успешно сдать «страшный» экзамен, в нашей беседе с директором Регионального центра обработки информации, членом Федеральной экспертной комиссии ЕГЭ по русскому языку Андреем Блиновым.
– Андрей Иосифович, в одном из своих интервью вы сказали, что репетиция ЕГЭ полезна абсолютно всем – и учителям, и родителям, и, конечно, самим ученикам…
– Действительно, пробные экзамены помогут ребятам проверить свои знания, увидеть, на какой балл они могут претендовать, и заняться повторением того материала, который ими не усвоен. Кроме того, репетиционные ЕГЭ помогут сориентироваться в процедуре сдачи экзамена, а также настроиться на настоящие итоговые испытания. К тому же учителя по итогам репетиции получат реальную картину успеваемости своих подопечных и смогут на уроках еще раз более подробно остановиться на тех темах, по которым ученики показали низкие результаты. Что касается родителей, они увидят, насколько объективно оценивали знания их детей в школе, и определятся с тем, куда их ребенок будет поступать. Ведь зачастую взрослые обеспокоены этим больше, чем их дети.
– Уже второй год представители РЦОИ приезжают в Чишминский район. Хотелось бы узнать, насколько пробные экзамены соответствуют итоговым результатам?
– Хороший вопрос. В 2011 году выпускники школ Чишминского района как по русскому языку, так и по математике показали неплохие результаты, если сравнивать с 2010 годом. Но мы не можем дать никаких гарантий, что выпускники 2012 года покажут столь же хорошие результаты, потому что это зависит от
многого.

– Большинство учеников, как показывает опыт, проваливает экзамен по банальной причине – нервной перенапряженности. Как школьнику вести себя на едином госэкзамене, чтобы успешно пройти итоговое тестирование и набрать максимальное количество баллов?
– Чтобы добиться максимальных успехов, ученик должен как минимум трижды перечитать контрольно-измерительные материалы по каждому предмету (будь то русский язык, математика или биология) вне зависимости от того, к какому психотипу он относится. Перфекционисты и отличники не споткнутся на первых заданиях и, следовательно, не потеряют много времени и в полную силу выполнят все задания. А те, кто относится к категории «неуверенных» и «тревожных» детей, перечитывая несколько раз КИМы, убедятся в том, что не так страшен черт, как его малюют. И тоже, успокоившись, по максимуму выполнят задания. Чуть ли не половина успеха зависит от того, насколько внимательно ребенок прочтет задание. Например, если сказано, что ответ должен быть записан в виде дробного или десятичного числа, то он именно так и должен быть записан. Бланки обрабатываются на компьютере, и машина сравнивает ответы с так называемым «эталоном». Если от ученика требуется написать ноль целых пять десятых, а он пишет одна вторая, то получит ноль баллов, хотя, казалось бы, посчитал все правильно, но для машины ноль целых пять десятых и одна вторая – не одно и то же. 
– Ребята, которые в прошлом году сдавали ЕГЭ, признавались, что больше всего ошибок допустили в заданиях части «В». Действительно ли так много ошибок допускается именно в этом задании?
– По разным предметам ребята допускают разные ошибки. Что же касается русского языка, то действительно, одиннадцатиклассники больше всего ошибок делают в заданиях части «В». Но довольно большое количество ошибок встречается и при выполнении части «С». Если говорить о типичных ошибках при написании сочинения, то они касаются самой структуры сочинения, когда нарушается логика повествования, ученик скачет с одного объекта рассуждения на какой-то совершенно иной, не связывая их друг с другом. Кроме того, школьник не всегда приводит разумную аргументацию, не всегда видит проблему исходного текста. Проблемы возникают и с отражением авторской позиции, потому что не все дети понимают, что автор и автор-рассказчик, автор-повествователь – это совсем разные категории. Встречаются и орфографические, и фактические ошибки. Что касается грамматических ошибок, то их больше в национальных регионах РФ, так как специфика русского языка накладывается на специфику языка национального. Если человек мыслит «не по-русски», то он оформляет предложения не всегда в соответствии с правилами русского языка.
– И последнее, Андрей Иосифович, с каждым годом тестовые задания усложняются, в этом году ребятам стоит ожидать каких-либо изменений?
– Да, по всем предметам задания изменяются, но не кардинально. Например, по русскому языку в 2012 году усложнилось только одно задание типа «А-2», так как по России в прошлом году с этим заданием справились более 90% всех экзаменуемых. В этом году тематика будет та же самая – паронимы, но представление  задания станет более сложным: теперь детям придется работать не с одной парой паронимов, а с четырьмя.
Думается, что сегодня самая большая ответственность при подготовке ребят к ЕГЭ все-таки ложится на плечи учителей-филологов, хотя на преподавателей точных наук тоже, но в меньшей степени. Почему? Математика и русский язык являются обязательными экзаменами, но только русский язык необходим для поступления на любой факультет, в любой российский вуз.