Мобильное надувательство

Наталия МАЛОФЕЕВА

 

Помнится, лет эдак 15 назад сотовый телефон был предметом роскоши, не менее желаемым и недоступным «простым смертным», чем автомобиль. Счастливый обладатель мобильника гордо носил его на шее – мол, пусть все видят! Мы, к слову, так в детстве ключи на веревочку надевали, чтоб не потерять (другая ассоциация – корова Манька с колокольчиком). Но одно дело было купить сотовый телефон. Надо ж еще оплачивать связь, которая в то время была неимоверно дорогой – стоимость минуты разговора доходила до 10 рублей.

Сегодня мобильник есть у всех: и у пенсионеров, и у первоклассников (причем у последних самый «навороченный»). Связь тоже подешевела в разы, однако владельцы телефонов все равно теряют немалые деньги. Итак, в чем же дело?

Хочешь-не хочешь – получай GOODOK

– В Чишминский территориальный отдел Управления Рос-потребнадзора по Республике Башкортостан регулярно поступают жалобы от абонентов разных операторов сотовой связи, со счетов мобильных телефонов которых неожиданно пропадали крупные суммы денег, – рассказывает специалист Чишминского ТО Лариса Хуснутдинова. – При выяснении причин обнаруживалось, что всему виной являются навязанные услуги контент-провайдеров, и при этом потребителя не ставили в известность ни о самой услуге, ни о ее стоимости.

Проще говоря, нам автоматически подключают сервисы, даже не поинтересовавшись, а нужны ли они нам. Хочешь-не хочешь, а получай рассылку погоды, результаты хоккейных матчей или модный гудок. Честно сказать, никогда не понимала, зачем нужна услуга GOODOK. Сам же ты все равно не слышишь, что там играет, пока тебе звонят. Многие думают аналогично, но все равно становятся «счастливыми дарителями хорошего настроения звонящим».

– Услуга GOODOK, которая представляет из себя замену гудков ожидания вызова на мелодии или иные звуковые сигналы – одна из самых частых, которую навязывают операторы сотовой связи, – продолжает Лариса Масхутовна. – Смысл нарушения заключается в следующем: при подключении абонента к сети данная услуга активируется и действует в течение 30 дней совершенно бесплатно. По прошествии месяца гудок остается, вот только теперь уже за него приходится платить. Но абонента ж никто не предупредил! Вот он  и недоумевает, почему сразу после пополнения счета деньги исчезли.

Отказаться от услуги можно, причем несколькими способами: набрав определенную комбинацию цифр либо позвонив в справочную оператора, либо обратившись с письменным заявлением в офис компании, либо на сайте оператора сотовой связи. Но ведь сначала об этом нужно узнать!

– Грядущий Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, в этом году пройдет под девизом «Наши телефонные права! Правосудие для мобильных потребителей», – отмечает Л. Хуснутдинова. – Права пользователей мобильной связью прописаны в Федеральных законах «О связи», «О защите прав потребителей», а также в «Правилах оказания услуг подвижной связи». Если вы обнаружили пропажу денежных средств со своего счета мобильного телефона, следует написать в адрес оператора претензию в произвольной форме. На ее рассмотрение у него –

60 дней. Если ответ не поступил или не устроил вас, смело обращайтесь в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций. Обычно представители сотового оператора после обращения в эту инстанцию идут на мировое соглашение, и все ваши требования удовлетворяются. Ничего не помогает – обращайтесь в суд.

Искусные психологи

К сожалению, операторы сотовой связи со своими необговариваемыми услугами не самый страшный враг абонента. Потеряв 30 или даже 100 рублей, многие предпочитают забыть, как их «надули». Гораздо более серьезную опасность представляют мошенники – тут потери исчисляются тысячами, десятками и даже сотнями тысяч рублей.

По данным ОМВД России по Чишминскому району РБ, число мошенничеств, совершенных с использованием средств мобильной связи, сейчас растет. Хотя в общей массе ежегодно регистрируемых преступлений мошенничество составляет пять процентов, его опасность не следует недооценивать. Мошенники, зачастую объединившись в группы с четким распределением ролей, обладают глубокими знаниями в сфере компьютерных технологий и в области психологического воздействия на человека.

– У телефонных и интернет-мошенников целый арсенал уловок, – рассказывает капитан полиции Регина Мухамадеева, оперуполномоченный отдела уголовного розыска ОМВД. – В прошлом году у нас было зарегистрировано 43 подобных заявления от граждан, с начала этого года – уже 6. Вся сложность в том, что определить место окончания преступления очень сложно. Анализ уголовных дел показал, что в основном мошенники звонят с абонентских номеров, зарегистрированных на территории Самарской, Новосибирской областей, куда деньги различными путями направляются через Сбербанк, почту «Яндекс-деньги», терминал «QIWI» на мобильный кошелек.

Случай с родственниками

Чаще всего мошенники играют на родственных чувствах, рассказывает Регина Фанисовна. Это так называемый «случай с родственниками». В один из февральских  вечеров в дежурную часть ОМВД обратился чишминец. Пенсионер рассказал, что стал жертвой преступников, так как испугался за сына, который якобы совершил ДТП. В этот день ему позвонили на домашний телефон и, представившись сотрудником полиции, велели положить на счет 100 тысяч рублей – такова была плата, чтобы замять дело.

– Не дав пенсионеру опомниться, мошенники перезвонили ему на сотовый, – говорит Р. Мухамадеева. – Они сопровождали его все время, пока он перечислял деньги.

По словам мужчины, все было как в тумане. Отговоры работников банка перевести большую сумму на подозрительный номер на него не подействовали и, получив от них отказ, он перечислил деньги с помощью терминалов, установленных в сотовых салонах связи. Как выяснилось позже, с его сыном было все в порядке, а вот ста тысяч рублей чишминец лишился. Проверка показала, что номер, на который он положил деньги, зарегистрирован в Самаре. Сумма разлетелась по интернет-счетам. А ведь стоило-то только позвонить жене или сыну!

– При поступлении на абонентский номер смс или звонка о беде с родственником ни в коем случае не перечисляйте деньги,  – рекомендуют полицейские. – Свяжитесь с ним, установите место его нахождения, уточните, все ли в порядке.

Карта заблокирована

Популярная уловка преступников – мнимая блокировка карты. В разработке у чишминских оперативников находится дело, которое было заведено еще в июле прошлого года. Тогда в отдел обратилась жительница

с. Шингак-Куль. Получив смс о блокировке карты, она перезвонила по указанному номеру и получила указание набрать в банкомате ряд чисел. По настоянию «сотрудника банка» чек женщина уничтожила и не проверяла свой счет в течение суток. Результат – потеря 81 тысячи рублей.

– Необходимо знать:  сотрудники банка никогда не отправляют сообщения с абонентских номеров! – предупреждает Регина Мухамадеева. – При поступлении на абонентский номер смс с текстом «Карта заблокирована» необходимо связаться с сотрудником банка по телефону бесплатной «Горячей линии», а лучше прийти в банк лично. Но ни в коем случае не подключать свою карту к абонентскому номеру под диктовку звонящего.

Покупка и впрямь виртуальная

В первых двух случаях мошенники наживаются, в основном, на людях среднего и пенсионного возрастов. Однако свои методы есть и для молодых клиентов. Как их облапошить? Конечно же, через Интернет!

В этом году в ОМВД России по Чишминскому району зарегистрировано уже несколько заявлений о таких преступлениях. В дежурную часть обратилась супружеская пара из Чишмов, сделавшая через Интернет пред-оплату за фотоаппарат. Покупка, по обещанию виртуальных продавцов, должна была обойтись им в два раза ниже рыночной стоимости – всего в 24 тысячи рублей. Однако сразу после перечисления денег сайт оказался недоступен. В такую же историю попал молодой чишминец, оплативший наперед создание собственного сайта. Он потерял порядка семи тысяч рублей.

– Сомнительные сайты, перестающие существовать сразу же после сбора денег у покупателей, – история не новая, – говорит Р. Мухамадеева. – Прежде чем оплатить товар или услугу, не поленитесь: почитайте отзывы о продавце. Если нет таковых, стоит найти другой вариант.

Конечно, это далеко не все способы мобильных надувательств – и операторы, и мошенники народ предприимчивый. Ну а мы что, глупее? Стоит лишь включить логику, не поддаваться панике и прислушиваться к советам специалистов. А уж потом: да здравствует прогресс, «ура» мобильной связи!