Погода в Чишмах:
19, 21 ° C 1 - 3 м\с ЮЗ
Подписная кампания на II полугодие 2017 года в разгаре! Вызвать курьера для оформления подписки можно на дом или на работу. Тел. 8 (34797) 2-33-63       *       
 
Налетай, покупай!

Наталия МАЛОФЕЕВА

 

В прошлом году на новогоднем столе вместо заявленных в меню бутербродов с форелью у нас были они же, но со шпротами. Красная рыба, купленная в одном из чишминских супермаркетов с новогодней скидкой, оказалась далеко не праздничного состояния – вынутая из вакуумной упаковки она «благоухала» так, что даже соседский кот отказался ее есть. У подруги по той же причине решили обойтись без ананаса, у знакомого без маслин в салате.

Когда-то, еще лет эдак 20 назад,  мы и понятия не имели, что такое распродажи. Но теперь уже попривыкли к сезонным и праздничным скидкам. Особенно перед Новым годом. Как только декабрь переваливает за середину, так на витринах начинают появляться заманчивые надписи «Внимание! Новогодние и Рождественские распродажи! Скидки до 70%!». Мой друг, проживший пять лет в Германии, такому раскладу очень удивился: «Странно. Массовые распродажи в Европе практикуют не до, а после народных гуляний. Это же логично. Зачем делать скидки, когда народ и так сломя голову бегает по магазинам в поисках подарков? Потом, когда схлынет предпраздничный бум, собственно, и придет время истинных распродаж…».

Действительно. Очень логично. И навряд ли наши продавцы глупее заграничных, скорее, в дураках остаемся мы, покупатели. Многие магазины используют популярные слова «скидка» и «распродажа» всего лишь для заманивания клиента. Реально цены начнут снижаться тоже после праздничного ажиотажа. Если же скидку делают сейчас – возникает резонный вопрос: «А что в этом товаре не так? Почему хотят от него избавиться?». За комментариями мы обратились в территориальный отдел Роспотребнадзора.

Суперцена на залежалый товар

Нас уверяют, что вещь подешевела вдвое. Смотрите: было 5000, стало 2500 рублей. А что это тут за слой ценников наклеен на упаковке?  Один, второй, третий… Ого! Свитер, который нам пытались «впарить» как суперудачную и супермодную покупку, на самом деле обычный лежалый товар. Цену на него снижали уже раз пять! Другая уловка: походив по магазину и внимательнее  приглядевшись к биркам, можно выявить интересную закономерность. Если вещь продается с 50-процентной скидкой, то цену зачастую снижают по всем правилам – ровно наполовину. А вот решать в уме пропорцию с 15%, 20% или 30% среднестатистический покупатель навряд ли захочет. Поэтому торговцы приписывают к ценнику лишнюю сотню-другую.

Гроша ломаного не стоит
– Однажды я купилась на предновогодний слоган одного из уфимских супермаркетов «Внимание! Полная распродажа!» – рассказывает Ольга Валеева, бывалая покупательница и профессиональный психолог. – Приехала туда в надежде приобрести маленький телевизор на кухню. Однако на месте оказалось, что все это лишь слова. Со скидкой продавались только старые модели, которые никому и не нужны.
Иногда говорят, что товар уже закончился, поясняют в Роспот-ребнадзоре. Неважно. Главное заманить покупателя с деньгами в магазин, авось что-нибудь да купит.
Скидка уценке рознь
В продовольственных супермаркетах существуют свои методы. Например, любят они взять и громогласно объявить 10-процентную скидку на весь ассортимент. Мы радостно бежим в магазин и даже не замечаем, что стоимость самых ходовых продуктов во время «скидки» даже немного выросла. Йогурт подорожал на 2–3 процента, колбаса – на целых пять, майонез – на семь. И что через улицу, в соседнем магазине, торгующем без всяких скидок, все это продается дешевле. Ради справедливости заметим, на дорогие коньяки, элитные сыры и другие продукты класса «люкс» действительно могут немного сбавить цену. Но так ли часто мы их берем?
Кстати, заметили: скидки в продовольственных маркетах объявляют чаще. Еще бы! Сапоги и брюки только выходят из моды, но не портятся в отличие от продуктов. С формальной точки зрения это даже не скидка, а уценка. Но наши продавцы обычно не заморачиваются разъяснением таких «незначительных» нюансов. Обычно покупателей даже не предупреждают, что срок годности у этих продуктов практически вышел или что их неправильно хранили (так и получилось с моей рыбой – прим. автора).
Немного психологии
Конечно, это далеко не все уловки торговцев. Человеческая смекалка способна на большее. И все же за счет чего они срабатывают? Ответ дала все та же сама попавшаяся на удочку психолог Ольга Валеева.
– Объявления о разнообразных предпраздничных скидках и распродажах хорошо стимулируют так называемый «покупательский зуд», то есть желание совершать покупки, – говорит Ольга. – Специфическая атмосфера магазина, хитрое освещение, запахи, специальная выкладка товаров, всевозможные рекламные акции, бесплатные дегустации усиливают его еще больше. Они создают иллюзию доступности товаров. Человек видит большое количество товара и ему хочется что-нибудь выбрать из этой разноцветной, красивой массы – срабатывает инстинкт потребления и элементарная жадность. Ситуация подобна той, когда маленький ребенок видит яркую и интересную игрушку и тут же тянется к ней руками. Такой «хватательный импульс» имеет в своей основе и биологический инстинкт накопления. Вспомните предусмотрительных животных, которые летом делают запасы пищи на зиму. Но мы же не дети и не животные. Подумайте об этом, отправляясь в следующий раз в магазин и сметая там с полок все то, на что скидки.