Слушатель должен понимать говорящего

В настоящее время большую часть свободного времени дети с малых лет проводят перед телевизором, либо часами сидят за компьютером, либо общаются в Интернете. Это их основной круг общения.

Все меньше и меньше времени в семьях уделяют  литературному чтению, соответственно, и развитию речи. А ведь у ребенка должна появиться потребность пользоваться ею, как основным способом общения, иначе его речь не будет развиваться, и словарный запас будет скудным.

Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказывать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета (события), ребятишки должны передавать это предложениями, логически связанными друг с другом, чтобы слушатель точно понял говорящего.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Малыш с рождения начинает познавать окружающий

мир. В его жизнь входят песенки, потешки, сказки, яркие картинки. Значение яркого, образного языка

художественных произведений в период первого познания мира, в период освоения речи трудно переоценить, но наиболее сильно его воздействие в том случае, если восприятие художественного слова сочетается с непосредственными впечатлениями ребенка.

Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться и на поведении ребенка. Дети плохо

говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Важное значение имеет

правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, а недостатки речи могут привести к неуспеваемости.