Погода в Чишмах:
2, 4 ° C 3 - 5 м\с З
Подписаться на газету "Родник плюс"-"Чишмэ" можно с любого дня. Вызвать курьера для оформления подписки можно на дом или на работу. Тел. 8 (34797) 2-33-63       *       
 
Каждый бюджетный рубль на счету

Фарида ХАКИМЗЯНОВА

Главный герой недавно прошедшего в Уфимском русском драматическом театре премьерного спектакля «Бешеные деньги» покорил почтенную публику тем, что на все попытки близких и знакомых раскрутить его на нужные и ненужные покупки неизменно отвечал: «Из бюджета я не выйду!».
В интервью газете «Родник плюс» о бюджете Чишминского района на 2012 год заместитель главы Администрации района – начальник финансового управления Администрации района Марат Валеев тоже не раз подчеркнул: каждый бюджетный рубль на счету!
– Марат Загитович, какой суммой располагает нынче район?
– Объем доходов и, соответственно, расходов консолидированного бюджета района на 2012 год  определен в объеме 608 642 тысячи рублей, что на 7,5% выше утвержденного плана на 2011 год. В том числе бюджет района составляет 88%, сельских поселений – 6,4%, поссовета  – 5,6%.
Но, как правило, фактические показатели значительно превышают утвержденный план. Например, утвержденный план доходов на 2011 год составлял 566 018 тысяч рублей, а фактически объем доходов составил 905 030 тысяч рублей, что связано с перевыполнением утвержденного плана собственных доходов на 81 185 тысяч рублей и дополнительным выделением из республиканского бюджета 257 827 тысяч рублей.

– В чем особенности доходной части бюджета?

– Это значительное снижение объемов дотаций  району  из бюджета  республики ввиду  передачи с 1 января 2012 года  полномочий по финансовому обеспечению организации медицинской помощи  и  полиции на республиканский и федеральный уровни, а также сокращение дотаций из бюджета района сельским поселениям ввиду перевода финансового обеспечения сельских Домов культуры на районный уровень. Остальные субсидии и субвенции по переданным полномочиям в безвозмездных поступлениях  определены в объеме  264 990 тысяч рублей, или с ростом на 26%, что, в основном, связано с увеличением на 30%  субвенций на выплату заработной платы учителям. Совокупное снижение безвозмездных поступлений в 2012 году компенсируется ростом собственных доходов на 20%, обеспеченного, в числе других, ростом НДФЛ на 25% за счет роста налоговой базы и увеличения дополнительно переданного норматива из бюджета РБ, передачей муниципальному району 50% налога, взимаемого в связи с упрощенной системой налогообложения, ростом имущественных налогов по физическим лицам, обусловленным наступлением 1 ноября 2012 года сроков уплаты имущественных налогов физических лиц за
2011 год.
– Какие факторы повлияли на изменение объема и структуру расходов бюджета района?
– Это индексация фондов оплаты труда работников бюджетной сферы более чем на 20% к уровню 2011 года, изменение структуры и типа муниципальных учреждений, сокращение численности работников органов местного самоуправления в прошлом году и штата в администрациях сельских поселений в связи с передачей СДК на уровень района в этом году, увеличение численности персонала в ряде учреждений, снижение ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%, перевод финансового обеспечения полиции и организации медицинской помощи на федеральный и республиканский уровни, индексация бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату коммунальных услуг с учетом предельных индексов роста тарифов, установленных Постановлением Госкомитета РБ, расширение сети бюджетных учреждений, в частности, детских садов, и многое другое.
– Какова структура расходов бюджета на 2012 год?
– С учетом вышеназванных факторов структура консолидированного бюджета района имеет следующее строение: органы управления – 9%, мобилизационная и вневойсковая подготовка – 0,4%, правоохранительная деятельность – 0,2%, национальная экономика – 0,9%, жилищно-коммунальное хозяйство – 6,5%, образование – 70,7%, культу-
ра – 7,3%, физическая культура и спорт – 0,2%, социальная политика – 2,4%, средства массовой информации – 0,4%, обслуживание муниципального долга – 0,1%, межбюджетные трансферты – 1,6%.
– Очевидна социальная направленность бюджета.
– Да, расходы на сферу социальных услуг составляют львиную долю: 491 119 тысяч рублей, или 81% всех расходов.
– Читателям газеты наверняка будет интересно узнать подробнее о расходах по разделам. К примеру, на что планируется потратить средства по графе «Органы управления»?
– Расходы консолидированного бюджета по данному разделу сформированы в объеме 56 212 тысяч рублей, что выше утвержденного плана 2011 года на 22%. Это связано с переводом содержания финансового органа Администрации района в связи с ликвидацией ТФУ Министерства финансов РБ и повышением с 1 мая 2011 года оплаты труда работников органов местного самоуправления. Кроме того, по данному разделу предусмотрена реализация государственных полномочий РБ за счет субвенций из бюджета республики на обеспечение деятельности ряда районных комиссий и органов. Предусмотрены расходы на проведение выборов в представительные органы местного самоуправления района, формирование резервных фондов, кстати, впервые, администраций муниципальных образований района, городского и сельских поселений.
– Полиция теперь финансируется из федерального бюджета, но раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» сохранен…
– …поскольку нужно содержать районную Единую дежурно-диспетчерскую службу.
– Какие расходы заложены в области «Национальная экономика»?
– На реализацию республиканской программы «Обеспечение территории муниципального района документами территориального планирования на 2010–2014 годы», обязывающей районное софинансирование, содержание информационно-консультационного центра, осуществление дорожной деятельности, содержание технических средств дорожного движения, поддержку малого предпринимательства.
– На какие проекты выделены средства по ЖКХ?
– На реализацию районных целевых программ «Улучшение содержания и эксплуатации централизованного водоснабжения и качества подаваемой воды на 2010–2015 годы» и «Развитие систем водоотведения в населенных пунктах района на 2010 – 2015 годы», по городскому и сельским поселениям – на капитальный ремонт жилья, благоустройство, оплату электроэнергии, используемой при водоснабжении населения, дотация на компенсацию убытков бани.
– В общем объеме расходов самая внушительная доля – у образования…
– Учитывая то, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы организации общего и дополнительного образования, дошкольного воспитания, отдыха детей в каникулярное время, мероприятий по работе с детьми и молодежью, это оправданное решение. Газета «Родник плюс» подробно и не раз писала об изменениях в системе образования района, поэтому повторяться не буду, лишь скажу, что в этом учебном году количество учащихся уменьшилось на 100 человек, при этом количество класс-комплектов сократилось на семь, наполняемость класс-комплектов составляет в сельской местности 9,2 человека при норме 14 человек и в поселке 22,8 человека при норме 25 учащихся, количество учителей превышает норму на 266 человек. Поэтому, кстати говоря, возросли так называемые неэффективные расходы в образовательных учреждениях района с 37,5% в прошлом году до 43,1% в этом. Тем не менее Администрация района, понимая социальную значимость школ в сельской местности, принципиально отстаивает позицию сохранения малокомплектных школ, надеясь на изменение позиции вышестоящих органов по этому вопросу. Как вариант их сохранения, рассматривается возможность размещения в зданиях школ еще и фельдшерско-акушерских пунктов, детских садов.
Среднемесячная зарплата работников дошкольных учреждений составит 10 323 рубля, что на 33% выше уровня 2011 года, школ – 15 285 рублей, у учителей – 17 930 рублей, или на 35% выше уровня 2011 года.
На питание школьников из местного бюджета выделяются средства на сумму 2 817 тысяч рублей из расчета три рубля в день на одного обучаемого вместо 1,72 рубля в прошлом году. Расходы на питание детей в дошкольных учреждениях также увеличены с 21,4 рубля в день на ребенка до 24 рублей на общую сумму 6 708 тысяч рублей. Кроме этого, за счет республиканского бюджета выделены средства на питание детей из многодетных и малообеспеченных семей в размере 2 917 тысяч рублей, также выделены средства из бюджета РБ на компенсацию части родительской платы в размере 3 312 тысяч рублей. Бюджетные ассигнования на повышение квалификации работников образования заложены в сумме 674 тысяч рублей с ростом к уровню 2011 года почти в два раза, что связано с условиями модернизации общего образования. Всего объем расходов по разделу «Образование» на 2012 год составляет 430 471 тысячу рублей, что на 23% больше по сравнению с 2011 годом.
– В какую сумму обходится содержание учреждений культуры?
– С учетом передачи сельских учреждений культуры на уровень муниципального района и повышением заработной платы работников – в 27 856 тысяч рублей с ростом к утвержденному плану на 14%. Добавлю, что по программе «Развитие библиотечного дела в районе» на комплектование книжных фондов выделено 400 тысяч рублей, проведение подписки – 300 тысяч рублей. Кроме того, планируется поступление субвенции на комплектование книжных фондов библиотек за счет средств федерального бюджета в объеме 168 тысяч рублей. На развитие физкультуры, спорта и самодеятельного туризма направлено 1 200 тысяч рублей, что на уровне 2011 года.
Добавлю, что из-за необходимости балансировки расходов с учетом имеющихся доходов и их ограниченности в бюджете района на 2012 год испытывается дефицит на сумму более 30 миллионов рублей, в том числе на погашение кредита в случае использования кредитной линии, техническое обслуживание газовых котельных школ, АПС и системы оповещения людей о пожаре, социальную поддержку специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и поселке, реализацию ряда принятых районных целевых программ и т. д.
– В прошлом году кто-то из народных остряков придумал новое слово с оттенком недоверия – «РосПил», что расшифровывается как «российский пилеж бюджета»…
– У нас, выражаясь тоже простонародным словом, умыкнуть деньги из бюджета невозможно. Каждый рубль под жестким контролем. Введенная с 1 января 2006 года казначейская система контроля обеспечивает проверку всех финансовых документов на предмет соответствия действующему законодательству, в том числе и по 94-му ФЗ. Кроме того, по строительным и капитальным работам все сметы и техническая документация проходят государственную экспертизу в Управлении государственной экспертизы Республики Башкортостан. В подтверждение вышесказанного могу отметить, что плановой проверкой Контрольно-счетной палаты РБ по исполнению бюджета Чишминского района, прошедшей в 2011 году, серьезных нарушений не выявлено. К тому же по итогам оценки деятельности органов местного самоуправления на территории Республики Башкортостан за 9 месяцев 2011 года, учитывающей в числе прочих показателей и финансовую составляющую, Администрация Чишминского района заняла третье место среди районов республики.
– Марат Загитович, спасибо за интервью, последний вопрос: как коротко можно охарактеризовать бюджет района на 2012 год?
– Он сбалансирован и обеспечивает текущие расходы, а также жизнедеятельность района в целом. Хотя по уровню самостоятельности бюджета Чишминский район сейчас входит в первую десятку в республике, все же он дотационный, то есть зависит от средств, которые ему могут дать. Поэтому, чтобы дальше развиваться, требуются дополнительные доходы, которые необходимо зарабатывать самим. К этому и надо стремиться.