Погода в Чишмах:
4, 6 ° C 3 - 5 м\с Ю
Подписаться на газету "Родник плюс"-"Чишмэ" можно с любого дня. Вызвать курьера для оформления подписки можно на дом или на работу. Тел. 8 (34797) 2-33-63       *       
 
Железные люди железных дорог

Дмитрий ПЕТРОВ

Железные дороги были и остаются главной транспортной артерией страны, связывающей воедино города. Сегодня железные дороги остаются самым популярным и доступным видом транспорта. На «железке» трудятся несколько сотен чишминцев. Завтра у них  профессиональный праздник.

День железнодорожника отмечается ежегодно в первое воскресенье августа. Этот профессиональный праздник был учрежден в России в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. История нашего района тесно переплетена с железной дорогой. Еще в 1885 году началось строительство перегона Шингак-Куль – Чишмы – Алкино Самаро-Уфимской железной дороги, а в 1914 году на станции Чишмы-2 разместилось управление Волго-Бугульминской железной дороги. К этому времени железная дорога стала значительным промышленным объектом – в 1917 году на ней работало около тысячи чишминцев.

– Сегодня только на станции работает около сорока человек, – говорит заместитель начальника станции Чишмы Руслан Рысаев. – А вообще у нас много подразделений, и из их слаженных действий и складывается работа и жизнь железной дороги.

К примеру, путейцы (ПЧ-16) обслуживают участок дороги Дема – Шингак-Куль, осмотрщики (ВЧД-13) – Алкино – ШингакКуль, а энергетикам достался самый протяженный – от Авдона до Абдуллино.

Один из тех, кто всю свою жизнь посвятил железной дороге и станции «Чишмы» – машинист маневрового тепловоза Олег Раянов. Он работает здесь уже 32 года. Свою профессию, как и его отец Анас Мударисович, который до последнего водил тепловозы на ст. Чишмы, он выбрал сразу.

– В детстве любил приходить к отцу на работу, – говорит Олег Анасович. – Он учил меня, как управлять тепловозом, распознавать стрелки, сигналы, а я впитывал все, как губка. Мне лет девять было, когда я на деле применил полученные знания – предотвратил взрез стрелки. Возвращался из школы через железнодорожные пути, вижу, стрелка «вразрез», а тут маневровый тепловоз едет, составитель машет, а машинист не видит. Я и сообразил, что нахожусь в зоне обзора машиниста. Дал сигнал остановки, локомотив остановился, я подошел к кабине и сказал машинисту: «Там стрелка не ваша». Помню, он тогда передал шоколадку через моего отца с благодарностью, а папа сказал, что я «хоть и маленький, но уже железнодорожник».

На станции Олег Анасович – живая легенда. Не каждому в двадцать с небольшим доверяют управлять тепловозом. Да и не каждый решится. А он решился... Треть века машинистом теп-ловоза – не шутка. Нагрудный знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» – тому подтверждение.

В свои 52 Олег Раянов сетует, что мол, здоровье уже не то. Но по мощному рукопожатию и горящим глазам видно, что лукавит. Сил и бодрости у опытного машиниста хоть отбавляй. Недаром говорят, что на железной дороге должны работать железные люди.