27.03.2013
Даёшь, колхоз, работу!

 

 

Фарида Хакимзянова

 

– Почему этот памятник называют «Пятеро непьющих?» – на этот мой вопрос в одном казахском  поселении местный житель ответил: «Так по числу фигур! А больше в городе нет таких трезвенников». Вот и недавно мой знакомый, узнав, что с. Кара-Якупово участвует в республиканском конкурсе «Трезвое село», лишь усмехнулся: «Это же сказка!».

Разве такое возможно только в сказке, когда обросшие мужики в замызганных телогрейках не ходят по улицам в поисках «третьего»; здоровенные безработные парни не клянчат у дедушек и бабушек деньги на выпивку; дебоширы в пьяном угаре не выгоняют жен из избы; а люди работают, ведут хозяйство, создают семью?!

Правда, и в Кара-Якупово после развала колхозов в начале 2000-х многие селяне, не зная, что делать со свалившейся вдруг на голову полной свободой, масштабно стали увлекаться выпивкой. И не только мужчины. В селе без счету развелись предприимчивые «бизнесмены»,  бойко торгующие по ночам тем, что «производили» днем – по единой таксе за бутылку. Потом, когда стало ясно, что, как в былые времена, бригадиры не будут ходить по домам, зазывая в поле и на ферму, люди, что называется, разом протрезвели: надо было как-то жить дальше. Одни определились в местные фермерские хозяйства, некоторые устроились у предпринимателей, третьи подались на заработки в Чишмы и Уфу, а кто-то стал жить за счет личного подсобного хозяйства. Сказка сказкой, но если в середине 2000-х в Кара-Якупово насчитывалось 130 реальных безработных, то теперь среди мужчин, по крайней мере, ни одного – заняты все! Конечно, есть несколько человек, кому пока не удалось найти постоянное место, но и они не бездельничают – устраиваются на сезонную и другую временную работу.

Еще один верный признак того, что людям не до пьянства, – активно строятся дома. Среди тех, кто недавно справил новоселье или собирается это сделать в ближайшее время, есть и молодые: Альфия и Ильшат Гильманшины, Резеда и Ринат Калимуллины, Альбина и Ришат Карагуловы, Гульгена и Фанис Вильдановы, Аэлита и Ильдус Яхины, Айгуль и Ирек Тагировы, Лиана и Динар Рафиковы; и холостые парни – Ильшат Карагулов, Рустам Даутов; и селяне средних лет – Тагир Ахметшин, Гульфира и Рустам Усмановы, Альфия и Тагир Мухаметовы, Фания и Ринат Ганеевы, Айгуль и Линар Ибраевы; и совсем пожилые. К примеру, Разия и Габдрахим Альмухаметовы, которые разменяли девятый десяток, всю жизнь прожили в небольшой избе, а в прошлом году всем на удивление отгрохали хоромы.

– Вот вы спрашиваете, кого у нас можно ставить в пример, – говорит глава СП Кара-Якуповский сельсовет Рафис Карагулов. – Тут и голову ломать не надо. Это семьи, которые строят жилье. Селяне, которые держат большое личное подворье. Например, Сания и Зинур Ибраевы, а им под 70, имеют более 20-ти голов крупного рогатого скота и более сорока овец, Флида и Ханиф Тагировы –

21 голову КРС, Наиля и Гали Даутовы – более десяти голов КРС, Альмира и Аусат Сафаргалины, Гульсина и Талгат Рафиковы выращивают в сезон по 50–100 гусей. И, конечно, супружеские пары, которые долгие годы прожили в любви и согласии, вырастили детей, а теперь помогают воспитывать внуков и правнуков.

 

Кстати, еще одна примета здорового села – свадьбы. В прошлом году в Кара-Якупово сочетались браком шесть пар, а ведь было время – ни одной за весь год. По словам местных жителей, в том самом начале 2000-х, когда на улицах уже с утра запросто можно было встретить кого-то навеселе, появилось много парней из разряда вечно холостых, а теперь таких один-два.

Заявив об участии в конкурсе «Трезвое село», караякуповцы ничего такого экзотического не собираются внедрять в уклад жизни – много и устоявшихся традиций. По словам управляющего делами СП Кара-Якуповский сельсовет Фаниры Карагуловой, чей род  из местных, народ, хотя гурьбой и не ходит каждый день в мечеть, отмечает все религиозные праздники, соблюдает старинные обычаи: имянаречение, никах, проводы в последний путь и другие, многие раз в год созывают родственников со всех концов страны на пикник на природе, которая здесь издавна славится своей красотой. Что касается того, чтобы вконец искоренить алкоголизм, на этот счет у караякуповцев тоже есть свое мнение.

– Дочка, я вот что тебе скажу, – поведала корреспонденту районки Газима эби Хасанова, которая, прожив на этом свете 90 лет, немало видела и хорошего, и плохого. – Человек и рождается, и прощается с миром в одиночестве. Точно так же, сам, он должен определиться и со своим образом жизни. В нашем селе колхозное начальство, родные многих пытались спасти от пагубной привычки. Но ни уговоры, ни лечение не помогли. Важнее всего, чтобы человек сам осознал, что пьянство ни к чему хорошему не приводит,  и проявил силу воли.

В семье Газимы Миграновны, которая после трагической смерти мужа-фронтовика в 1970 году одна поставила на ноги семерых детей, все нашли свой путь к здоровому образу жизни – через религию. Все семь детей по примеру одной из сестер, Флюзы, начали изучать арабский язык, читать Коран,  почти все, и не раз, совершили хадж в Мекку – и само собой в семье исчезли не только алкоголь, но и курение.

Газима эби, в годы Великой Отечественной  войны молодой девушкой работавшая бригадиром, вспоминает, что кто-то из односельчан много лет назад  сочинил частушку: «Кичтэн исерек, иртэн айнык, даешь, колхоз, эшенне!» («Вечером пьяный, утром трезвый, даешь, колхоз, работу!»).

– По-всякому бывало в нашем селе, и как в этой песенке – тоже, – говорит долгожительница. – Но теперь в почете  трезвость. Тем более, у караякуповцев  есть свой фирменный  бодрящий напиток – кумыс!