Чтобы не остаться с носом и негодным товаром

Вера ГЕОРГИЕВА

Творог пахнет рыбой, ботинок после недели носки просит каши, пароварка не пароварит, утюг не утюжит – каждому из нас хоть раз в жизни приходилось попадать в такую вот неприятную ситуацию. А если точнее, чуть более 40 процентов россиян сталкиваются с подобной проблемой ежегодно. Причем большинство жителей нашей страны (64%), по их собственному заявлению, знают, что их потребительские права защищены законом, но его содержание представляют только в общих чертах. А знать нужно: знание – деньги, не потраченные впустую.

В ежегодном календаре, 15 марта обозначен как Всемирный день защиты прав потребителей, в этом году его тема– «Потребительское правосудие сегодня». В преддверии этого праздника о том, как защитить себя – в беседе с главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Ш.  Гаймалетдиновым.

– В первую очередь, возможности потребителя защитить свои права начинаются с него самого, – подчеркивает Шамиль Фанирович. – Ежедневно мы вступаем в разнообразные правовые отношения: покупая товар в магазине – заключаем договор купли-продажи, заходя в лифт – пользуемся коммунальными услугами, отправляясь в путешествие – заключаем договор оказания  туристических услуг и т. д. Но предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные лишь для себя условия. Наиболее часто встречающимся  нарушением  является  продажа  некачественной  сложной бытовой техники. По закону продавец (изготовитель), уполномоченные организация или предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку. Причем потребитель вправе присутствовать при этом. Но так бывает не всегда. Такой случай произошел в поселке недавно. В начале февраля чишминец обратился с претензией в магазин «Евросеть» о неисправности маршрутизатора и возврате денежных средств за товар. Продавец  товар не принял. Мужчина за помощью обратился в Роспотребнадзор. Мы составили для него алгоритм действий, который в подобных случаях может применить каждый потребитель. Во-первых, необходимо обратиться к продавцу  с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой должно быть четко сформулировано одно из законных требований – об уменьшении стоимости товара, обмене некачественного товара на качественный или возврате денег; о компенсации убытков; о выплате компенсации за моральный вред. В претензии нужно указать наименование товара, изготовителя, маркировку. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу либо направить по почте письмом с уведомлением. В случае личного вручения претензии на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, Ф. И. О. лица, принявшего претензию. Важно помнить – потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара в течение гарантийного срока.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РБ может быть привлечен судом к участию в деле или вступать в дело для дачи заключения в целях защиты прав потребителей. За консультацией можно обратиться в Чишминский ТО: р. п. Чишмы, ул. Речная, д. 2А, тел.: 2-05-42, 2-06-15.